Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"При многословии не миновать греха" (Прит. 10, 19). Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние - эти, буре подобные, разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!

@темы: О многословии

Комментарии
04.04.2013 в 05:40

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
Ludmil@,
Очень интересные мысли. Только я бы сформулировала это иначе: при пустословии не миновать греха. Потому что дело не в количестве слов, а в их качестве. Мне кажется, тут про это и говорится, в сущности.
04.04.2013 в 06:22

Catkin, не беру на себя дерзость поправлять святых отцов . Если Святитель Феофан Затворник считает, что многословие ведёт к греху, то я хочу прислушаться к его совету, потому что пустословие обязательно входит во грех многословия. Просто, оглядываясь назад, я очень жалею, что говорила много... Увы, пустословия тоже не избежала...
04.04.2013 в 06:44

r0di0n
Catkin, вы невнимательно, наверное, прочли: святитель Феофан размышляет над словами Писания, а они не нуждаются в иной формулировке. Пустословие или празнословие — уже само по себе грех, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Многословие скорее причина, а грех — следствие.
04.04.2013 в 06:46

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
Ludmil@,
Знаешь, я тоже написала, а потом подумала, что это дерзость. А с другой стороны, мне кажется, можно высказывать своё мнение, с чем-то соглашаться, с чем-то не совсем — в этом нет вреда. Да, и со мной было такое — и грех многословия, и грех пустословия, и грех злословия...
04.04.2013 в 06:52

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
r0di0n,
Большое спасибо за разъяснение! Да, наверное, я невнимательно прочла.
04.04.2013 в 07:08

Catkin, я очень стараюсь изжить в себе самомнение, оно принесло моей душе немало вреда. Душа не всегда готова согласиться, услышав Истину. Моя душа вела себя , как норовистый конь. Если души представить в виде огорода, то я выкорчёвывала свои грехи , как огромные укоренившиеся пни, но "огород", освободившись от пней, всё ещё полон множеством сорняков, так что мне ещё корчевать и корчевать...
04.04.2013 в 07:27

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
Ludmil@,
Я понимаю. Ради Бога, прости меня, если я что-то не то сказала, или не к месту.
04.04.2013 в 08:16

Catkin, Бог простит, и я прощаю. Совершенно на тебя не обиделась, просто искренне отвечаю. Великий Пост идёт... Вот я и задумываюсь над своим житьём. С чистого листа жизнь не перепишешь, но так хочется исправить тот остаток, что есть.
04.04.2013 в 08:23

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
Ludmil@,
Я рада. Я тоже искренне говорю. Это очень правильное решение — от всего сердца желаю тебе решимости, сил, терпения и любви! Помоги, Господи!
04.04.2013 в 12:09

Хорошо там, где я.
Catkin, кстати, есть афоризм от Александра Дюма-отца: «если человек много говорит, то в конце концов непременно скажет глупость». Так что даже и светские люди против многоглаголания. Не только святые отцы)))) :-D
05.04.2013 в 08:00

Catkin, спаси Господи!
05.04.2013 в 08:15

"Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле." Наум Коржавин
Ludmil@,
Спаси, Господи!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail